Численный анализ деформаций и устойчивости насыпи выполнен при помощи программного комплекса геотехнических расчетов PLAXІS 2D по методу конечных элементов (МКЭ).
Применение численных методов расчета (МКЭ) регламентируется такими документами как: СП 16.13330.2012 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения» (Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003) и ОДМ 218.2.006-2010 Рекомендации по расчету устойчивости оползнеопасных склонов (откосов) и определению оползневых давлений на инженерные сооружения автомобильных дорог. ОДМ 218.001-2009 «Рекомендации по проектированию и строительству водопропускных сооружений из металлических гофрированных структур на автомобильных дорогах общего пользования с учетом региональных условий (дорожно-климатических зон)».
При создании геометрической модели грунтовый массив разбивается на сеть 6 узловых треугольных изопараметрических конечных элементов, (далее в заключении – КЭ) в которых перемещения определяются во всех узлах, а напряжения (вычисляются по методу К.Терцаги) – в 3 точках. Расчет больших деформаций модели с учетом изменения узловых координат ведется в обновляемой сети элементов (на каждом шаге нагружения, по мере выполнения вычислений) по методу, известном как «модифицированная формулировка Лагранжа» (Updated Lagrangian Formulation) (Bathe, 1982) с возможностью оперативного перерасчета давления вод (учитывается снижение эффективного веса грунтов в воде (или ниже УГВ) и изменение их объема).
Грунтовая модель – упругопластическая, Кулона-Мора. Асфальт и бетон в дорожной одежде, конструкциях опоры и укрепления конуса описаны в виде линейно упругих материалов. Свайный ряд рассчитывается в виде модели «ряд погруженных свай», учитывающей параметры отдельных свай С16-35Т7, такие как марка бетона, удельный вес в грунте, размер и тип сечения, максимальная воспринимаемая нагрузка, сопротивление на концах, а также шаг свай. На поверхности данной модели автоматически создается контактный интерфейс, учитывающий ее взаимное влияние с окружающим грунтом (см. рис. слева). Транспортная нагрузка, учитываемая в расчетах – 45 кН/м2, принята по ГОСТ Р 52748-2007 «Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения», располагается не ближе чем в 1,75м от края насыпи или сооружения.
Высотные отметки и масштаб в модели реальные, приняты с предоставленных чертежей, масштаб на диаграммах изополей деформаций также 1 : 1.
Требуемая степень консолидации насыпи – 90%. Хотя формально степень консолидации характеризует отношение достигнутой осадки к окончательной осадке, в PLAXIS она задается как отношение максимального достигнутого избыточного порового давления к максимальному начальному избыточному поровому давлению pmax / pmax initial .
В общем виде устойчивость сооружения определяется коэффициентом безопасности (устойчивости), представляющим собой отношение максимально возможной прочности грунта τпред к минимальному значению, необходимому для обеспечения равновесия τдейств: Кбез = τпред / τдейств
Если формулу представить в виде стандартного условия Кулона, то она примет вид: Кбез = (σn ∙ tgφ' + c') / (σn ∙ tgφr + cr),
где c' и φ' – исходные параметры прочности и σn – фактическое нормальное напряжение; cr и φr – параметры прочности, сниженные в ходе расчета до минимальных значений, достаточных для поддержания равновесия.
Метод снижения прочности (SRM – shear reduction method) по принципу расчета схож с методом Р.Р. Чугаева, известном в гидротехническом строительстве. Метод снижения прочности реализован в программах, работающих на основе метода конечных элементов и конечных разностей (Plaxis, GEO5, Phase2, FLAC). Прогноз разрушения осуществляется путем одновременного понижения обоих показателей сдвиговой прочности: cr = с / Куст и φr = φ / Куст, где Куст – коэффициент снижения прочности, соответствующий коэффициенту устойчивости в момент разрушения.
Для оценки эффективности армогрунтовой конструкции с применением геосинтетических материалов согласно ОДМ 218.5.003-2010 принят Куст = 1,3 (стандартное минимальное значение).
Моделирование возведения конструкции условно разделено на следующие этапы:
1) Забивка свай и установка крайней опоры – 7 дней;
2) Отсыпка 1 слоя конуса и подхода насыпи с нарезанием уступов – 6 дней;
3) Отсыпка 2 слоя конуса и подхода насыпи с нарезанием уступов – 5,5 дней;
4) Отсыпка 3 слоя конуса и подхода насыпи с нарезанием уступов – 5 дней;
5) Отсыпка 4 слоя конуса и подхода насыпи с нарезанием уступов – 4,5 дня;
6) Отсыпка 5 слоя конуса и подхода насыпи с нарезанием уступов – 4 дня;
7) Период консолидации и устранения деформаций/досыпки до проектных отметок – по расчету 2 дня;
8) Устройство дорожной одежды, переходной плиты и сопутствующих операций по подготовке к началу эксплуатации сооружения – 14 дней.
9) Период эксплуатации. Ситуация с подъемом уровня грунтовых вод на 1м от установившейся отметки – 7 дней (расчет от этапа 8);
10) Период эксплуатации. Ситуация с подтоплением паводковыми талыми, ливневыми водами до отметки 98.00 – 7 дней (расчет от этапа 8).