Геосинтетический расчет укрепления земляного полотна дороги с металлической гофрированной водопропускной трубой на слабом основании с применением геосинтетики
GEOTEXNIK.RU

Геотехнический расчет укрепления земляного полотна дороги с металлической гофрированной водопропускной трубой на слабом основании с применением геосинтетики

Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-215 «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала км 93+000 – км 98+000»
Какая задача стояла перед инженером?

Проект предусматривал устройство металлической гофрированной водопропускной трубы ø1,5м в насыпи автомобильной дороги на участке с наличием в основании слабых грунтов (преобладающий – супесь текучая). При этом стоит принять во внимание неоднородность инженерно-геологических условий (заиленные мягкопластичные, текучие суглинки, слоистое расположение), а также низкую несущую способность грунтов основания.

Согласно п.7.44 СП 34.113330.2012 при устройстве насыпей на слабых основаниях следует назначать обосновываемые геотехническими расчетами специальные мероприятия, обеспечивающие возможность использования слабых грунтов в основании - армирование насыпей геосинтетическими материалами (ткаными геотекстилями, геосетками, плоскими и объемными георешетками, геокомпозитами).

Заключение разработано на основе геотехнического расчета устойчивости и деформаций насыпи с применением оптимального варианта укрепления геосинтетическими материалами: геоплатформой в основании, состоящей из модулей объемной георешетки (геоячеек) с заполнением щебеночной смесью на подложке из тканого геотекстиля (геоткани), заворачиваемой в виде замкнутой грунтовой обоймы засыпки трубы.

Геологические условия

Для геотехнического расчета предоставлен поперечный профиль на ПК 7+54, скважина №1 глубиной 10м (абс. отметка устья 27,5м).

Категория дороги – II. Конструкция насыпи: грунт – песок по ГОСТ 8736-93; высота над трубой (с учетом КДО) – 3,19м, ширина поверху – 15,0м (покрытия – 9,0м), откос 1:1,5. УГВ -1,8м.

Наименование и мощность грунтов основания в расчетной модели:

1) ИГЭ-2. Супесь текучая серо-коричневая с прослоями песка – 1,4 м (заменяется на 0,5м гравийно-песчаной подушки под трубой + 0,5м щебеночной смеси в основании);

2) ИГЭ-4. Суглинок текучий серо-коричневый – 0,3м;

3) ИГЭ-3. Суглинок мягкопластичный серо-коричневый с прослоями песка – 8,7м;
Характеристики грунтов
Характеристики грунтов

Геотехнический расчет осадки и устойчивости насыпи

Численный анализ деформаций и устойчивости насыпи выполнен при помощи программного комплекса геотехнических расчетов PLAXІS 2D по методу конечных элементов (МКЭ).

Применение численных методов расчета (МКЭ) регламентируется такими документами как: СП 16.13330.2012 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения» (Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003) и ОДМ 218.2.006-2010 Рекомендации по расчету устойчивости оползнеопасных склонов (откосов) и определению оползневых давлений на инженерные сооружения автомобильных дорог. ОДМ 218.001-2009 «Рекомендации по проектированию и строительству водопропускных сооружений из металлических гофрированных структур на автомобильных дорогах общего пользования с учетом региональных условий (дорожно-климатических зон)».

При создании геометрической модели грунтовый массив разбивается на сеть 15 узловых треугольных изопараметрических конечных элементов, в которых перемещения определяются во всех узлах, а напряжения (вычисляются по методу К.Терцаги) – в 6 точках. Грунтовая модель – упругопластическая, Кулона-Мора.

Расчеты проводились в соответствии с положениями «Пособия по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах (к СНиП 2.05.02-85)» и ОДМ 218.5.003-2010. В соответствии с п. 8а вышеуказанного ОДМ требуемая степень консолидации UТР (90%) при расчете сроков консолидации армированной насыпи может быть снижена до значения 0,84хUТР. Транспортная нагрузка, учитываемая в расчетах – 45 кН/м2, принята по ГОСТ Р 52748-2007 «Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения».

Из положений механики грунтов известно, что напряженное состояние в какой-либо точке грунта рассматривается как предельное в том случае, когда незначительное добавочное воздействие нарушает равновесие и приводит грунт в неустойчивое состояние. Разрушение грунта происходит в результате преодоления внутренних сил трения и сцепления между частицами по определенным поверхностям скольжения.

В общем виде устойчивость сооружения определяется коэффициентом безопасности, представляющим собой отношение максимально возможной прочности грунта τпред к минимальному значению, необходимому для обеспечения равновесия τдейств: Кбез = τпред / τдейств

Если формулу представить в виде стандартного условия Кулона, то она примет вид: Кбез = (σn tgφ' + c') / (σn tgφr + cr),

где c' и φ' – исходные параметры прочности и σn – фактическое нормальное напряжение; cr и φr – параметры прочности, сниженные в ходе расчета до минимальных значений, достаточных для поддержания равновесия.

Метод снижения прочности (SRM – shear reduction method) по принципу расчета схож с методом Р.Р. Чугаева, известном в гидротехническом строительстве. Метод снижения прочности реализован в программах, работающих на основе метода конечных элементов и конечных разностей (Plaxis, GEO5, Phase2, FLAC). Прогноз разрушения осуществляется путем одновременного понижения обоих показателей сдвиговой прочности: cr = с / Куст и φr = φ / Куст, где Куст – коэффициент снижения прочности, соответствующий коэффициенту устойчивости в момент разрушения.

Последовательность расчета следующая: коэффициенту снижения прочности (Куст) присваивается значение Куст=1. В ходе расчета Куст увеличивается, при этом сопротивление сдвигу и деформация оцениваются на каждом этапе до наступления разрушения. Результаты вычислений приводятся в виде графиков, на которых показано влияние коэффициента снижения прочности (Куст) на смещение контрольной точки (узла сетки конечных элементов). Критерий разрушения модели определяется условием Кулона-Мора. Если в результате конечно-элементного расчета будет получено решение для последнего устойчивого состояния откоса, то график расчетов примет горизонтальное положение и коэффициент снижения прочности будет соответствовать коэффициенту устойчивости Куст. Поверхность скольжения при использовании МКЭ формируется во время расчета.

Согласно п.3.38 «Пособия по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах (к СНиП 2.05.02-85)» требуемый коэффициент устойчивости следует определять по формуле: Ктр = Кн ∙ Nс ∙ Nо / Мо,

где Кн - коэффициент надежности по назначению сооружения (см. СНиП2.02.01-83): для дорог I категории Кн=1,25, для дорог II категории Кн=1,2, для дорог III категории Кн=1,15, для дорог IV категории Кн=1,1; Nс – коэффициент сочетания нагрузок, Nс=1-0,9; No – коэффициент перегрузки, No=1,2 для насыпей; Mo – коэффициент условий работы, Мо=0,9 для пылевато-глинистых грунтов в стабилизированном состоянии и Мо=0,85 – в нестабилизированном состоянии.

Ктр =1,2*1,0*1,2/0,85 = 1,694

Моделирование строительных этапов выполнено с учетом условных временных интервалов: подготовки грунтового основания и подушки под трубу (7дней), установки, сборки и засыпки трубы с устройством грунтовой обоймы (14 дней), досыпки насыпи (7дней), консолидации до устройства КДО (27 дней по расчету), устройства КДО и начала эксплуатации (7 дней), конечной консолидации (26 дней по расчету).

Результаты расчетного анализа армогрунтовой насыпи показали:

  • максимальная конечная осадка составляет 9,1см (рис. 9, 10);
  • коэффициент устойчивости – 2,43 (рис.12), что выше требуемого – конструкция устойчива.
Модель исходного грунтового основания (в виде сети конечных элементов)
Модель исходного грунтового основания (в виде сети конечных элементов)
Модель конечных элементов на этапе подготовки грунтового основания и подушки под трубу. Оранжевым цветом обозначены геотекстильные материалы
Модель конечных элементов на этапе подготовки грунтового основания и подушки под трубу. Оранжевым цветом обозначены геотекстильные материалы
Осадка на этапе подготовки грунтового основания и подушки под трубу, в виде изополей двумерных деформаций, шкала - в мм
Осадка на этапе подготовки грунтового основания и подушки под трубу, в виде изополей двумерных деформаций, шкала - в мм
Модель конечных элементов на этапе установки, сборки и засыпки трубы с устройством грунтовой обоймы. Синим цветом обозначена труба
Модель конечных элементов на этапе установки, сборки и засыпки трубы с устройством грунтовой обоймы. Синим цветом обозначена труба
Осадка на этапе установки, сборки и засыпки трубы с устройством грунтовой обоймы, в виде изополей двумерных деформаций, шкала - в мм
Осадка на этапе установки, сборки и засыпки трубы с устройством грунтовой обоймы, в виде изополей двумерных деформаций, шкала - в мм
Модель конечных элементов на этапе консолидации насыпи после досыпки (до устройства КДО)
Модель конечных элементов на этапе консолидации насыпи после досыпки (до устройства КДО)
Осадка на этапе консолидации насыпи после досыпки (до устройства КДО), в виде изополей двумерных деформаций, шкала - в мм
Осадка на этапе консолидации насыпи после досыпки (до устройства КДО), в виде изополей двумерных деформаций, шкала - в мм
Модель конечных элементов на этапе конечной консолидации насыпи после устройства КДО
Модель конечных элементов на этапе конечной консолидации насыпи после устройства КДО
Осадка на этапе конечной консолидации насыпи после устройства КДО, в виде изополей двумерных деформаций, шкала - в мм
Осадка на этапе конечной консолидации насыпи после устройства КДО, в виде изополей двумерных деформаций, шкала - в мм
Эпюра деформаций грунтового основания на этапе конечной консолидации, по оси насыпи, шкала в метрах, увеличено в 100 раз
Эпюра деформаций грунтового основания на этапе конечной консолидации, по оси насыпи, шкала в метрах, увеличено в 100 раз
Эпюра полных вертикальных напряжений в грунтовом основании на этапе конечной консолидации, по оси насыпи, шкала в кН/м2
Эпюра полных вертикальных напряжений в грунтовом основании на этапе конечной консолидации, по оси насыпи, шкала в кН/м2
График коэффициента безопасности
График коэффициента безопасности

Заключение по результатам геотехнического расчета

Геотехнический расчет устойчивости и прогноз деформаций насыпи автомобильной дороги с укреплением армирующими материалами выявил следующие аспекты:

Ø Требуемая устойчивость насыпи обеспечена с запасом (Кбез = 2,43>1,694);

Ø Максимальная деформация насыпи составила 9,1см;

Ø Эффективно распределяется нагрузка, действующая на грунтовую засыпку трубы и слабое основание под ней;

Ø Исключается неравномерность деформирования, связанная с неоднородностью инженерно-геологических условий

GEOTEXNIK.RU - детальные геотехнические расчеты с заключением для любых форм рельефа

Made on
Tilda