Геотехнический расчет устойчивости откосов подходной дамбы и береговой линии
GEOTEXNIK.RU
Геотехнический расчет устойчивости откосов подходной дамбы и береговой линии
«Многофункциональный комплекс с АЗС» в бухте Владимировской (Лен.область)
Какая задача стояла перед инженером?

Проект предусматривал укрепление подходной дамбы и берега бухты Владимировская в сложных инженерно-гидрологических условиях: наличие слабых грунтов в толще основания; подтопление с расчетного строительного уровня на отметке 5,07 до максимального (с вероятностью 1%) на отметке 6,74.

Требовалась оценка устойчивости откосов и прогноз деформаций.

Геологические условия

Исходными данными послужили:
· План гидротехнических сооружений. М1:1000;

· Технический отчет об инженерно-геологических изысканиях;

· Поперечные профили (сечения) откосов.

Для расчетного анализа приняты сечения 1-1 (у подходной дамбы) и 2-2 (берегоукрепление): отметка поверхности покрытия – 7,0 (высота откоса 2,08м), заложение откосов – 1:2, Ширина проезда по дамбе – 7,2м. Поверхность откоса укрепляется габионной конструкцией по слою щебня на каменной наброске с упором в основании. Рекомендуется применение армирующе-разделяющей прослойки из тканого геотекстиля прочностью 33 кН/м2 под конструкцией укрепления откоса и дорожной одеждой на границе с грунтом естественного основания. Ближайшие к сечениям скважины – №39, 40 (1-1) и № 8 (2-2) выбраны для моделей грунтового основания исходя из наиболее неблагоприятных геологических условий.
Расчетное сечение 1-1 у подходной дамбы
Расчетное сечение 1-1 у подходной дамбы
Расчетное сечение 2-2 – берегоукрепление объекта
Расчетное сечение 2-2 – берегоукрепление объекта

Наименование и мощность грунтов

Наименование и мощность грунтов в основании (скв. 39-40 у сечения 1-1):

1) ИГЭ-1 насыпные грунты: пески пылеватые средней плотности с гравием – 0,6÷1,8м;

2) ИГЭ-3 пески пылеватые средней плотности влажные и насыщенные водой – 4,3÷5,6м;

3) ИГЭ-2 пески мелкие средней плотности влажные и насыщенные водой – 1,5÷0м;

4) ИГЭ-8 супеси пылеватые пластичные – 3,1÷3,2м;

5) ИГЭ-14 супеси пылеватые пластичные с гравием, галькой, валунами – 4,1÷3,1м;

6) ИГЭ-15 супеси пылеватые твердые с гравием, галькой, валунами – 0÷1,4м;

7) ИГЭ-16 суглинки легкие пылеватые полутвердые с гравием, галькой – 5,2÷5,3м.



Наименование и мощность грунтов в основании (скв. 8 у сечения 2-2):

1) ИГЭ-3 пески пылеватые средней плотности влажные и насыщенные водой – 5,7м;

2) ИГЭ-9 Супеси пылеватые текучие – 3,6м;

3) ИГЭ-14 супеси пылеватые пластичные (Il<0.5) с гравием, галькой, валунами – 3,2м;

4) ИГЭ-16 суглинки легкие пылеватые полутвердые с гравием, галькой – 4,6м.

5) ИГЭ-17 Суглинки легкие пылеватые твердые с гравием, галькой – 2,7м.
Примечание: Значения приведены по данным предоставленных геологических изысканий, а также согласно СП 22.13330.2011, СП 11-10-97.
Примечание: Значения приведены по данным предоставленных геологических изысканий, а также согласно СП 22.13330.2011, СП 11-10-97.

Геотехнический расчет устойчивости и деформаций

Численный анализ деформаций и устойчивости насыпи выполнен при помощи программного комплекса геотехнических расчетов PLAXІS 2D по методу конечных элементов (МКЭ).

Применение численных методов расчета (МКЭ) регламентируется такими документами как: СП 16.13330.2012 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения» (Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003) и ОДМ 218.2.006-2010 Рекомендации по расчету устойчивости оползнеопасных склонов (откосов) и определению оползневых давлений на инженерные сооружения автомобильных дорог.

При создании геометрической модели грунтовые кластеры разбиваются на сеть 15- узловых треугольных изопараметрических конечных элементов, в которых перемещения определяются во всех узлах, а напряжения (вычисляются по методу К.Терцаги) – в 6 точках. Вертикальные отметки в модели соответствуют предоставленным, за 0 по оси X принят край левой бровки откоса. Расчет деформаций модели в рассматриваемом случае ведется с учетом изменения (взаимных перемещений) координат узлов по обновляемой сети элементов и с перерасчетом взвешивающего давления вод (учитывается снижение эффективного веса грунтов в воде и изменение их объема). Грунтовая модель – упругопластическая, Кулона-Мора (для бетона – линейно-эластичная).

Геотехнические расчеты проводились в соответствии с положениями «Пособия по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах (к СНиП 2.05.02-85)» и ОДМ 218.5.003-2010. Постоянная нагрузка, учитываемая в расчетах – 45 кН/м2 (для автомобильной дороги подходной дамбы, сечение 1-1), принята по ГОСТ Р 52748-2007 «Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения». У сечения 2-2 для проверки критических условий работы откоса в 0,4м от края бровки задана нагрузка 10 кН/м2 длиной 7,0м (например, от толпы людей или проезда пожарной машины).

Из положений механики грунтов известно, что напряженное состояние в какой-либо точке грунта рассматривается как предельное в том случае, когда незначительное добавочное воздействие нарушает равновесие и приводит грунт в неустойчивое состояние. Разрушение грунта происходит в результате преодоления внутренних сил трения и сцепления между частицами по определенным поверхностям скольжения.

В общем виде устойчивость сооружения определяется коэффициентом безопасности, представляющим собой отношение максимально возможной прочности грунта τпред к минимальному значению, необходимому для обеспечения равновесия τдейств: Кбез = τпред / τдейств

Если формулу представить в виде стандартного условия Кулона, то она примет вид: Кбез = (σn tgφ' + c') / (σn tgφr + cr),

где c' и φ' – исходные параметры прочности и σn – фактическое нормальное напряжение; cr и φr – параметры прочности, сниженные в ходе расчета до минимальных значений, достаточных для поддержания равновесия.

Метод снижения прочности (SRM – shear reduction method) по принципу расчета схож с методом Р.Р. Чугаева, известном в гидротехническом строительстве. Метод снижения прочности реализован в программах, работающих на основе метода конечных элементов и конечных разностей (Plaxis, GEO5, Phase2, FLAC). Прогноз разрушения осуществляется путем одновременного понижения обоих показателей сдвиговой прочности: cr = с / Куст и φr = φ / Куст,

где Куст – коэффициент снижения прочности, соответствующий коэффициенту устойчивости в момент разрушения.

Последовательность расчета следующая: коэффициенту снижения прочности (Куст) присваивается значение Куст=1. В ходе расчета Куст увеличивается, при этом сопротивление сдвигу и деформация оцениваются на каждом этапе до наступления разрушения. Результаты вычислений приводятся в виде графиков, на которых показано влияние коэффициента снижения прочности (Куст) на смещение контрольной точки (узла сетки конечных элементов). Критерий разрушения модели определяется условием Кулона-Мора. Если в результате конечно-элементного расчета будет получено решение для последнего устойчивого состояния откоса, то график расчетов примет горизонтальное положение и коэффициент снижения прочности будет соответствовать коэффициенту устойчивости Куст.

Требуемый коэффициент устойчивости согласно разделу 5 СП116.13330.2012 следует определять по формуле: Ктр= γн ∙ ψ / γ­d ,

где γн - коэффициент надежности по назначению сооружения – повышенный (класс сооружения КС-3), ввиду сложности объекта строительства (п.10 ГОСТ 27751-2014), минимальное значение γн = 1,1; ψ – коэффициент сочетания нагрузок, ψ = 1,0; γ­d – коэффициент условий работы, учитывающий характер воздействий, возможность изменения свойств материалов со временем, степень точности исходных данных, приближенность расчетных схем, тип сооружения, конструкции или основания, вид материала и другие факторы, устанавливается в диапазоне 0,75 ≤ γ­d ≤1,00. Принят минимальным, γ­d = 0,75 исходя из назначения сооружения. Таким образом,

Ктр = 1,1 1 / 0,75 = 1,47

Результаты расчетов в графическом виде представлены в Приложении.
Расчетные значения коэффициента устойчивости и деформаций по сечениям.
Расчетные значения коэффициента устойчивости и деформаций по сечениям.
Примечание: *деформации со знаком «-» происходят в направлении ускорения свободного падения, соответственно «+» направлены вверх; **деформации происходят в разных направлениях по горизонтали: со знаком «-» влево, «+» вправо.
Исходная модель конструкции дамбы и грунтового основания в виде сети конечных элементов (масштаб 1 к 1)
Исходная модель конструкции дамбы и грунтового основания в виде сети конечных элементов (масштаб 1 к 1)
Исходная модель конструкции дамбы и грунтового основания в виде сети конечных элементов крупнее​
Исходная модель конструкции дамбы и грунтового основания в виде сети конечных элементов крупнее
Модель конструктивного решения укрепления дамбы и грунтового основания в виде сети конечных элементов
Модель конструктивного решения укрепления дамбы и грунтового основания в виде сети конечных элементов
Модель конструктивного решения укрепления дамбы и грунтового основания крупнее (уровень воды на отм. 5,07)
Модель конструктивного решения укрепления дамбы и грунтового основания крупнее (уровень воды на отм. 5,07)
Изополя суммарных двумерных деформаций дамбы и грунтового основания
Изополя суммарных двумерных деформаций дамбы и грунтового основания
Теоретические кривые скольжения по результатам расчета коэффициента устойчивости (в виде изополей суммарных деформаций)
Теоретические кривые скольжения по результатам расчета коэффициента устойчивости (в виде изополей суммарных деформаций)
Модель конструктивного решения укрепления дамбы и грунтового основания крупнее (уровень воды на отм. 6,74)
Модель конструктивного решения укрепления дамбы и грунтового основания крупнее (уровень воды на отм. 6,74)
Изополя суммарных двумерных деформаций дамбы и грунтового основания
Изополя суммарных двумерных деформаций дамбы и грунтового основания
Теоретические кривые скольжения по результатам расчета коэффициента устойчивости (в виде изополей суммарных деформаций)
Теоретические кривые скольжения по результатам расчета коэффициента устойчивости (в виде изополей суммарных деформаций)
Графики коэффициентов устойчивости подходной дамбы (сечение 1-1) при уровне воды на отметках 5,07 и 6,74
Графики коэффициентов устойчивости подходной дамбы (сечение 1-1) при уровне воды на отметках 5,07 и 6,74
Исходная модель берега и грунтового основания в виде сети конечных элементов (масштаб 1 к 1)
Исходная модель берега и грунтового основания в виде сети конечных элементов (масштаб 1 к 1)
Исходная модель берега и грунтового основания в виде сети конечных элементов крупнее
Исходная модель берега и грунтового основания в виде сети конечных элементов крупнее
Модель конструктивного решения берегоукрепления и грунтового основания в виде сети конечных элементов
Модель конструктивного решения берегоукрепления и грунтового основания в виде сети конечных элементов
Модель конструктивного решения берегоукрепления и грунтового основания крупнее (уровень воды на отм. 5,07)
Модель конструктивного решения берегоукрепления и грунтового основания крупнее (уровень воды на отм. 5,07)
Изополя суммарных двумерных деформаций берегоукрепления и грунтового основания
Изополя суммарных двумерных деформаций берегоукрепления и грунтового основания
Теоретические кривые скольжения по результатам расчета коэффициента устойчивости (в виде изополей суммарных деформаций)
Теоретические кривые скольжения по результатам расчета коэффициента устойчивости (в виде изополей суммарных деформаций)
Модель конструктивного решения берегоукрепления и грунтового основания крупнее (уровень воды на отм. 6,74)
Модель конструктивного решения берегоукрепления и грунтового основания крупнее (уровень воды на отм. 6,74)
Изополя суммарных двумерных деформаций берегоукрепления и грунтового основания крупнее
Изополя суммарных двумерных деформаций берегоукрепления и грунтового основания крупнее
Теоретические кривые скольжения по результатам расчета коэффициента устойчивости (в виде изополей суммарных деформаций)
Теоретические кривые скольжения по результатам расчета коэффициента устойчивости (в виде изополей суммарных деформаций)
Графики коэффициентов устойчивости берегоукрепления (сечение 2-2) при уровне воды на отметках 5,07 и 6,74
Графики коэффициентов устойчивости берегоукрепления (сечение 2-2) при уровне воды на отметках 5,07 и 6,74
Заключение
Геотехнический расчет устойчивости и прогноз деформаций откосов рассматриваемых сечений выявил следующие аспекты:

Ø Требуемая устойчивость обеспечена, Куст > 1,47;

Ø Максимальная деформация дамбы – 43,6мм (при отметке воды 5,07);

Ø Максимальная деформация берега – 27,7мм (аналогично).

GEOTEXNIK.RU - детальные геотехнические расчеты с заключением для любых форм рельефа

Made on
Tilda