Численный анализ деформаций и устойчивости насыпи выполнен при помощи программного комплекса геотехнических расчетов PLAXІS 2D по методу конечных элементов (МКЭ).
Обоснование основано на расчетной оценке несущей способности основания, прогноза суммарной осадки и устойчивости. Расчеты проводились в соответствии с положениями действующих документов:
1. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги» (изменение 1);
2. СП 116.13330.2012 (СНиП 22-02-2003) «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»;
3. Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах. Издание официальное. Минтранс России, ФДА, Москва. 2004;
4. Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах (к СНиП 2.05.02-85). Союздорнии Минтрансстроя. - М.: Стройиздат. 1989;
5. ОДМ 218.5.003-2010 «Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог» ФДА, Москва;
6. ГОСТ Р 52748-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения, габариты приближения»;
7. ГОСТ Р 32960-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки. Расчетные схемы нагружения»;
8. ОДМ 218.3.032-2013 «Методические рекомендации по усилению конструктивных элементов автомобильных дорог пространственными георешетками (геосотами)».
При создании геометрической модели грунтовый массив разбивается на сеть 15 узловых треугольных изопараметрических конечных элементов, в которых перемещения определяются во всех узлах, а напряжения (вычисляются по методу К.Терцаги) – в 12 точках. Расчет больших деформаций модели с учетом изменения узловых координат ведется в обновляемой сети элементов (на каждом шаге нагружения, по мере выполнения вычислений) по методу, известном как «модифицированная формулировка Лагранжа» (Updated Lagrangian Formulation) (Bathe, 1982) с возможностью оперативного перерасчета давления вод (учитывается снижение эффективного веса грунтов в воде (или ниже УГВ) и изменение их объема). Граница активной (сжимаемой) толщи грунтов основания определена как половина ширины насыпи понизу. Грунтовая модель в данном расчете – упругопластическая, Кулона-Мора. Нагрузка от транспортных средств, учитываемая в расчетах устойчивости насыпи приведена к равномерно распределенной 45кН/м2 на проезжую часть автодороги в соответствии с [6]. Согласно п.4.3.2 [7] при расчетах осадки насыпи в качестве временной подвижной нагрузки следует принимать нагрузку АК, приведенную к эквивалентной равномерно распределенной нагрузке на верх земляного полотна qАК интенсивностью, кПа:
qАК = (7,4 ∙ n / BЗП) ∙ K =18,18
Kгде n - число полос движения (4);
BЗП - ширина земляного полотна поверху, м (средняя – 22,8);
К - класс нагрузки АК (14).
Моделирование армирующей геосинтетики в PLAXIS осуществляется с помощью параметра нормальной (осевой) жесткости ЕА. Осевая жесткость определяется отношением приращения силы, приложенной к материалу, к произошедшему под воздействием этой силы перемещению.
В соответствии с п. 8а [5] требуемая степень консолидации UТР (в рассматриваемом случае – 90%) при расчете сроков консолидации армированной насыпи может быть снижена до значения 0,9хUТР = 81%.
В общем виде устойчивость сооружения определяется коэффициентом устойчивости, представляющим собой отношение максимально возможной прочности грунта τпред к минимальному значению, необходимому для обеспечения равновесия τдейств: Куст = τпред / τдейств
Если формулу представить в виде стандартного условия Кулона, то она примет вид: Куст = (σn ∙ tgφ' + c') / (σn ∙ tgφr + cr),
где c' и φ' – исходные параметры прочности и σn – фактическое нормальное напряжение; cr и φr – параметры прочности, сниженные в ходе расчета до минимальных значений, достаточных для поддержания равновесия.
Метод снижения прочности (SRM – shear reduction method) по принципу расчета схож с методом Р.Р. Чугаева, известном в гидротехническом строительстве, реализован в программах, работающих на основе метода конечных элементов и конечных разностей (Plaxis, GEO5, Phase2, FLAC). Прогноз разрушения осуществляется путем одновременного понижения обоих показателей сдвиговой прочности: cr = с / Куст и φr = φ / Куст ,
где Куст – коэффициент снижения прочности, соответствующий коэффициенту устойчивости в момент разрушения.
Последовательность расчета следующая: коэффициенту снижения прочности (Куст) присваивается значение Куст=1. В ходе расчета Куст увеличивается, при этом сопротивление сдвигу и деформация оцениваются на каждом этапе до наступления разрушения. Результаты вычислений приводятся в виде графиков, на которых показано влияние коэффициента снижения прочности (Куст) на смещение контрольной точки (узла сетки конечных элементов). Критерий разрушения модели определяется условием Кулона-Мора. Если в результате конечно-элементного расчета будет получено решение для последнего устойчивого состояния откоса, то график расчетов примет горизонтальное положение и коэффициент снижения прочности будет соответствовать коэффициенту устойчивости Куст. Согласно п.3.38 [3], [4] требуемый коэффициент устойчивости принят равным 1,3.